С математической точки зрения ставка дисконтирования – это процентная ставка, используемая для пересчета будущих доходов в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости по формуле сложного процента:
PV=FV/(1+i)n , где:
PV – текущая стоимость будущего дохода;
FV – величина будущего дохода;
i – ставка дисконтирования;
n – количество периодов начисления процентов.
В экономическом смысле, ставка дисконтирования - это требуемая типичным инвестором ставка дохода на капитал, вложенный в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования.
Для оценки нематериальных активов (в том числе и интеллектуальной собственности), которые планируется использовать при реализации инвестиционных проектов, существуют различные методики определения ставки дисконтирования, наиболее часто используемыми из которых являются:
Применение первых двух способов определения ставки дисконтирования достаточно подробно описаны в специальной литературе (см., например, «Оценка бизнеса» под редакцией А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М., Финансы и Статистика, 2001). Заметим только, что практическая реализация этих методов в российских экономических реалиях часто оказывается затруднена или ограничена из-за отсутствия необходимых рыночных данных.
Рассмотрим более подробно третий метод определения ставки дисконтирования, а именно метод кумулятивного построения. Этот метод основан на оценке отдельных рисков, связанных с вложением средств в оцениваемый объект НМА и, соответственно, в проект по его коммерческому использованию. По этому методу ставка дисконтирования рассчитывается путем сложения всех выявленных рисков и прибавления их суммы к безрисковой ставке доходности, в качестве которой обычно выступает ставка доходности по государственным облигациям.
Обычно рублевая безрисковая ставка доходности принимается равной средней доходности к погашению долгосрочных российских облигаций – ГКО или ОФЗ. При этом если проект долгосрочный, то берется долгосрочная ставка доходности, если проект среднесрочный, то среднесрочная и т.д.
Основная трудность при определении ставки дисконтирования данным методом заключается в определении величины премии инвестора за риск вложения средств в оцениваемый объект НМА, в проект по его коммерческому использованию. Риск вложения в такой проект складывается из различных отдельных рисков, которые в совокупности и определяют величину данной поправки. Перед тем как приступить к непосредственному определению величины надбавки за риск, надо провести идентификацию различных рисков проекта и оценить вероятность наступления того или иного рискового события.
Для этой цели принято выделять следующие группы и виды рисков:
I. Рыночные риски.
1. Риски, связанные с непредвиденным (в силу отсутствия предпосылок на момент поведения оценки) изменением предпочтений потребителей.
2. Риски, связанные с непредвиденным (в силу отсутствия предпосылок на момент поведения оценки) изменением государственного регулирования национальных рынков в странах, где планируется выпуск или реализация нового продукта.
3. Риски повышения компаниями-производителями конкурирующих продуктов конкурентоспособности этих продуктов.
4. Риски чрезмерного консерватизма потребителей целевого рыночного сегмента по отношению к новому продукту.
5. Риски недостаточной эффективности систем маркетинга и продаж.
II. Риски финансового, технического, коммерческого и организационного характера.
1. Риски, связанные с несвоевременным началом и (или) недостаточным объемом финансирования.
2. Риски, связанные с проблемами взаимодействия инициатора проекта с предприятиями смежных отраслей и вышестоящими организациями.
3. Финансовые, коммерческие и организационные риски, обусловленные несовершенством (или особенностями) законодательства и практики их применения в стране, где реализуется проект.
4. Технические, коммерческие и организационные риски, обусловленные проблемами с кадровыми обеспечением проекта.
5. Технические и организационные риски, обусловленные новизной продукта и (или) капиталоемкостью реализации проекта.
Для непосредственного определения значения риска по каждому из указанных видов, каждый вид риска описывается в терминах вероятных рисковых (нежелательных) событий, угрожающих рассматриваемому проекту. Затем, каждому такому событию дается оценка по 15-ти балльной шкале, в которой 1 означает минимальное значение риска, 15 – максимальное значение риска, а 2-14 – промежуточные значения.
Таблица 2. Пример идентификации и качественной оценки рисков проекта по выпуску нового продукта на базе оцениваемого объекта НМА.
№ | Наименование риска | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1 | Риски, связанные с непредвиденным (в силу отсутствия предпосылок на момент поведения оценки) изменением предпочтений потребителей. | ||||||||||||||||
1.1 | Появление новых технологий или новых знаний, существенно снижающих конкурентные преимущества нового продукта. | х | |||||||||||||||
1.2 | Появление новых социальных тенденций, делающих новый продукт менее привлекательным в глазах потребителей. | х | |||||||||||||||
2 | Риски, связанные с непредвиденным (в силу отсутствия предпосылок на момент поведения оценки) изменением государственного регулирования национальных рынков в странах, где планируется выпуск или реализация нового продукта | ||||||||||||||||
2.1 | Принятие неблагоприятных по отношению к реализуемому проекту изменений регулирования рынка по политическим причинам. | х | |||||||||||||||
2.2 | Принятие неблагоприятных по отношению к реализуемому проекту изменений регулирования рынка по экономическим причинам. | х | |||||||||||||||
3 | Риски повышения конкурентоспособности конкурирующих продуктов | ||||||||||||||||
3.1 | Диверсификация продуктового ряда компаний-конкурентов | х | |||||||||||||||
3.2 | Реализация отложенных планов других компаний по выпуску конкурирующей продукции | х | |||||||||||||||
3.3 | Введение государственного субсидирования конкурирующих продуктов в странах, где планируются продажи нового продукта. | х | |||||||||||||||
4 | Риски чрезмерного консерватизма потребителей целевого рыночного сегмента по отношению к новому продукту | ||||||||||||||||
4.1 | Наличие на рынке успешных и популярных у покупателей продуктов, с которыми будет вынужден конкурировать новый продукт. | х | |||||||||||||||
4.2 | Выбор потребителей не в пользу нового продукта из-за недостаточной универсальности предлагаемого технического решения, когда качества нового продукта имеют преимущества по большинству параметров, но по некоторым параметрам могут уступать или быть не лучше уже существующих решений. | х | |||||||||||||||
4.3 | Опасения потенциальных потребителей нового продукта, связанные с применением не опробованных ранее новых технологий – например, опасения возможной высокой частоты отказов, опасения роста стоимости и продолжительности обслуживания и т.п. | х | |||||||||||||||
4.4 | Недостаточная деловая репутация производителя нового продукта. | х | |||||||||||||||
5 | Риски недостаточной эффективности систем маркетинга и продаж | ||||||||||||||||
5.1 | Отсутствие на потенциальном рынке нового продукта стимулов к появлению новых производителей и/или продуктов. | х | |||||||||||||||
5.2 | Отсутствие у производителя нового продукта опыта успешного продвижения аналогичных продуктов. | х | |||||||||||||||
5.3 | Ограниченный доступ к кадрам, обладающим опытом позиционирования и продаж аналогичных продуктов, ошибки при разработке и реализации стратегии продаж. | х | |||||||||||||||
6 | Риски, связанные с несвоевременным началом и (или) недостаточным объемом (количеством) финансирования. | ||||||||||||||||
6.1 | Ухудшение условий получения кредитов из-за общих изменений на финансовом рынке | х | |||||||||||||||
6.2 | Изменение приоритетов основных инвесторов проекта и связанные с этим возможные задержки в финансировании | х | |||||||||||||||
7 | Риски, связанные с проблемами взаимодействия инициатора проекта с предприятиями смежных отраслей и вышестоящими организациями. | ||||||||||||||||
7.1 | Сложность процедур отбора проектов и принятия решений в вышестоящей организации или государственном контролирующем органе. | х | |||||||||||||||
7.2 | Возможность применения конкурентами административных рычагов для создания неблагоприятных условий реализации проекта. | х | |||||||||||||||
8 | Финансовые, коммерческие и организационные риски, обусловленные несовершенством (особенностями) законодательства и практики их применения в стране, где реализуется проект. | ||||||||||||||||
8.1 | Возможные задержки таможенного оформления импортных закупок и экспорта готовой продукции | х | |||||||||||||||
8.2 | Практика применения налогового законодательства. | х | |||||||||||||||
9 | Технические, коммерческие и организационные риски, обусловленные проблемами с кадровыми обеспечением проекта. | ||||||||||||||||
9.1 | Общий дефицит квалифицированных кадров в отрасли | х | |||||||||||||||
9.2 | Дефицит кадров, связанный с новизной и нетрадиционными техническими решениями в проекте. | х | |||||||||||||||
9.3 | Выбор в качестве места размещения производства региона, не имевшего ранее аналогичных предприятий. | х | |||||||||||||||
9.4 | Отсутствие у исполнителя проекта опыта по созданию эффективной среды интегрированной логистической поддержки (ИЛП), дефицит кадров в области ИЛП. | х | |||||||||||||||
10 | Технические и организационные риски, обусловленные новизной продукта и (или) капиталоемкостью реализации проекта. | ||||||||||||||||
10.1 | Необходимость значительных инвестиций в разработку и сертификацию необходимых компонентов для нового продукта из-за отсутствия на рынке готовых решений. | х | |||||||||||||||
10.2 | Срыв сроков и нарушение условий начала поставок, сертификации необходимых компонентов для нового продукта по вине поставщика | х | |||||||||||||||
10.3 | Дефицит и/или сложность получения современных материалов (сырья) для производства нового продукта. | х | |||||||||||||||
10.4 | Потребность проведения дополнительных НИОКР для адаптации существующих на рынке комплектующих под требования проекта | х | |||||||||||||||
11 | Количество наблюдений | 3 | 1 | 3 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 7 | 0 | 2 | 1 | 2 | 4 | |
12 | Взвешенный итог (балл * количество наблюдений) | 3 | 2 | 9 | 0 | 5 | 0 | 7 | 16 | 9 | 70 | 0 | 24 | 13 | 28 | 60 | |
13 | Сумма взвешенных итогов (сумма значений по строке 12) | 246 | |||||||||||||||
14 | Количество рисков | 28 | |||||||||||||||
15 | Средневзвешенное значение риска (строка 13 / строка 14) | 8,79 |
Таким образом, мы определили, что величина премии инвестора за риск вложения денег в рассматриваемый проект, реализуемый с использованием оцениваемого НМА, составляет 8,79%.
Предположим, что безрисковая ставка на момент проведения оценки, определенная по доходности государственных облигаций, составляла 9%. Тогда, суммируя безрисковую ставку дохода и премию за риск за инвестирование в рассматриваемый проект, получим, что ставка дисконтирования для рассматриваемого в нашем примере проекта составляет 9 + 8,79 = 17,79 (%).