!-- Yandex.Metrika counter -->
Корпорация "ОЦЕНКА"
Корпорация
"ОЦЕНКА"

Отличительные особенности предприятия сферы услуг

Компании, оказывающие услуги, присутствуют в различных отраслях экономики, но в целом обладают схожей структурой и шаблонами ведения бизнеса. Основными качествами, которые присущи большинству предприятий сферы услуг и которые во многом определяют их стоимость, являются:

  • небольшой штат сотрудников;
  • небольшая стоимость основных средств;
  • относительно небольшая выручка;
  • большая доля заработной платы в составе общих расходов предприятия;
  • высокие риски изменения спроса и неполучения прибыли;
  • узкая специализация;
  • высокая мобильность и гибкость.

В качестве примеров предприятий, бизнес которых основан на предоставлении услуг, можно привести предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые), предприятия бытовых услуг (химчистки, парикмахерские, ремонтные мастерские, фотоателье), предприятия, оказывающие медицинские услуги (клиники, стоматологические кабинеты) и услуги для желающих поддерживать здоровый образ жизни (спа-салоны, бассены, фитнесс-центры).

В силу распространенности предприятий, оказывающих услуги населению, они часто являются предметом сделок и юридический действий, что, в свою очередь, требует установления их рыночной стоимости.

Самостоятельная оценка стоимости предприятия по оказанию услуг

Для оценки рыночной стоимости предприятий существует несколько подходов и методов, но сейчас мы рассмотрим только один метод, который можно применять для самостоятельной приблизительной оценки стоимости бизнеса, основанного на оказании услуг.

Рыночная стоимость основных средств предприятия сферы услуг, как правило, не очень значительна. Поэтому, когда речь заходит об оценке такого предприятия, методы расчета стоимости, которые относятся к затратному подходу, оказываются малоэффективными, поскольку не учитывают финансовый результат от ведения бизнеса.

Для целей оценки стоимости небольших предприятий сферы услуг лучше использовать методы доходного подхода, используя такие показатели как годовая прибыль или выручка предприятия. При оценке малых предприятий, чья финансовая отчетность, в большинстве случаев, не отражает реального положения дел в части чистой прибыли и себестоимости, лучше всего использовать показатель выручки – он будет более объективен.

Для того чтобы примерно вычислить чистую прибыль предприятия за год, нужно величину годовой выручки умножить на показатель среднеотраслевой прибыльности, рассчитанный по данной отрасли. Предположим, что среднеотраслевая прибыльность составляет 25%, тогда расчетная чистая прибыль предприятия будет составлять одну четверть от его выручки.

Эта величина (чистая прибыль) выражает производительность оцениваемого бизнеса как инструмента извлечения дохода для его владельца, и для расчетливого покупателя, действующего в своих интересах, она будет служить основным критерием при определении цены приобретения этого бизнеса.

Затем, чтобы завершить оценку, нужно перейти от показателя чистой прибыли к рыночной стоимости предприятия. Для этого определяется ставка капитализации и капитализируется величина чистой годовой прибыли.

Ставку капитализации можно вычислить исходя из годового дохода, на который рассчитывает инвестор, надбавки за риск вложения средств в данный актив и нормы возврата капитала. Например, инвестор (покупатель бизнеса) хочет получать доход в размере 5% годовых, надбавка за риск составляет 10%, возврат капитала должен произойти за 10 лет. Тогда ставка капитализации будет равна 5+10+100/10 = 25 (%). Конечно, аппетиты у разных инвесторов могут быть совершенно разныые инвестиционные цели, но свободный рынок устроен таким образом, что цены реальных сделок по продаже предприятий сферы услуг группируются вокруг некоторого равновесного (разумно обоснованного) уровня доходности, который среднестатистический инвестор получает в итоге сделки.

После рачета ставки капитализации можно вычислить рыночную стоимость предприятия по формуле: V = P / K, где

  • V - рыночная стоимость;
  • P - годовая чистая прибыль;
  • K - ставка капитализации.

То есть, если годовая чистая прибыль бизнеса определена в размере 1000000 руб., а ставка капитализации - 25%, то рыночная стоимость равна: V = 1000000 / 0,25 = 4000000 (руб.)

Более точный расчет с учетом отраслевой принадлежности предприятия можно провести при помощи нашего специализированного сервиса Оценка стоимости бизнеса онлайн

Специально отметим, что данный метод расчета применим только для предприятий имеющих операционную прибыль хотя бы в течение последних 3-5 лет. Применение этого метода для оценки недавно созданных или убыточных бизнесов не рекомендуется.

За 23 годa успешной работы наша компания накопила большой опыт оценки рыночной стоимости малых предприятий сферы услуг. Наши специалисты готовы проконсультировать вас по этим вопросам по телефону +79037268674 или по электронной почте info@koo.ru.

Вы также можете связаться с нами в Телеграм.

Наш график работы: понедельник-пятница, с 10:00 до 18:00.


Статьи по теме: "Оценка бизнеса"
Оценка биз­неса и пред­приятий
Оценка деби­тор­ской за­должен­ности
Оценка строи­тель­ного биз­неса
Оценка место­рож­дений, биз­неса по добыче полез­ных иско­па­емых и лицен­зий на право поль­зо­ва­ния нед­рами
Оценка доли в устав­ном капи­тале ООО
Оценка вклада в устав­ный капи­тал пред­приятия