Строительство - это одна из крупнейших отраслей экономики РФ, на ее долю приходится 6-7% валового внутреннего продукта, при этом в строительстве работает около 8% от общего числа работников, занятых в российской экономике. Тем не менее, эта отрасль подвержена значительным конъюнктурным колебаниям, что вносит дополнительные риски в этот бизнес. Так, по данным Госкомстата доля прибыльных строительных компаний в период 2010-2020 г. в России составляла лишь 60-70%, а все оставшиеся компании были убыточны.
Риски, присутствующие в строительном бизнесе, неизбежно порождают процессы слияния, поглощения, банкротства и купли-продажи строительных компаний. При проведении таких структурных преобразований всегда возникает вопрос о справедливой денежной компенсации владельцу за уступку прав собственности на компанию или долю в компании.
Основная ценность строительной компании заключается в ее позициях на рынке, дающих ей возможности регулярно получать контракты на строительство. Избыток контрактных предложений позволяет компании выбирать из доступных проектов наиболее выгодные, тем самым увеличивая доход компании и ее прибыль. Чем выше «контрактный потенциал» фирмы, тем лучше ее финансовые показатели, что, в свою очередь, увеличивает рыночную стоимость бизнеса.
Стоимость любого бизнеса можно определить расчетными методами, относящимся к трем главным оценочным подходам: затратному, сравнительныму и доходному. Однако, в случае оценки бизнеса, основанного на предоставлении услуг (а именно к этому типу относится строительный бизнес), затратный подход оказывается не вседа эффективен.
Стоимость активов строительной компании, как правило, не высока. По данным Госкомстата удельный вес основных фондов строительства в общей стоимости основных фондов страны составляет 1-1,6%, тогда как доля строительства в ВВП - 6-7%. Поэтому, если определять стоимость строительной компании, отталкиваясь от рыночной стоимости ее активов (как это положено делать при применении затратного подхода к оценке), то рыночная стоимость бизнеса может быть существенно занижена, поскольку не будет учтена финансовая эффективность текущей операционной деятельности. Единственный случай, когда применение затратного подхода к оценке бизнеса бывает оправданным – это предбанкротная ситуация, когда предприятие испытывает хронический недостаток в финансах, а перспективы получения новых подрядов на строительство выглядят неопределенными.
Расчет стоимости бизнеса строительных компаний лучше всего проводить, используя методы доходного подхода, который опирается как на ретроспективные, так и на прогнозные данные о доходах и расходах компании за анализируемый период. Как правило, глубина ретроспективного анализа составляет не менее 3-х лет, а прогнозного периода – не менее 2-х лет.
Ретроспективный анализ при оценке бизнеса очень важен, поскольку именно он позволяет создать объективную базу для построения дальнейших прогнозов финансово-экономических результатов деятельности предприятия. Например, если предприятие в течение последних 5 лет показывает стабильный рост чистой прибыли на 30% в год, то с большой вероятностью эта закономерность может сохраниться и в будущем (при условии отсутствия непредвиденных конъюнктурных или макроэкономических изменений).
Доходные методы оценки подходят для определения рыночной стоимости любого бизнеса, связанного с предоставлением услуг, в том числе и услуг по строительству.
Вы можете самостоятельно оценить примерную величину рыночной стоимости строительного бизнеса доходным подходом - для этого воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом Оценка стоимости бизнеса он-лайн
Сравнительные методы оценки строительного бизнеса также могут давать хорошие результаты, однако возможности практического применения сравнительного подхода ограничены отсутствием достоверной и доступной информации по совершению сделок с долями схожих предприятий. Это обусловлено тем, что продавцы и покупатели небольших строительных компаний не склонны обнародовать цены совершенных сделок и ценовая информация в этих случаях не выходит за рамки узкого круга участников.
Обычно для сравнительного анализа бывает доступна информация о крупных компаниях и строительных холдингах, но объектами оценки часто выступает средний и мелкий бизнес, который не сопоставим по своим масштабам с крупными предприятиями, что накладывает определенные ограничения на практическое применение сравнительных методов оценки строительного бизнеса.
За 23 годa успешной работы наша компания накопила большой опыт оценки рыночной стоимости строительных предприятий и организаций для различных целей.
Наши специалисты готовы проконсультировать вас по всем вопросам по телефону +79037268674 или по электронной почте info@koo.ru.
Вы также можете связаться с нами в Телеграм.
Наш график работы: понедельник-пятница, с 10:00 до 18:00.