!-- Yandex.Metrika counter -->
Корпорация "ОЦЕНКА"
Корпорация
"ОЦЕНКА"

Общие понятия

Товарные знаки являются одними из самых распространенных объектов интеллектуальной собственности. Это объясняется тем, что любой бизнес стремится выделиться на фоне конкурентов и обычно первым объектом интеллектуальной собственности, который появляется у предприятия, становится товарный знак – средство дифференциации и индивидуализации выпускаемой продукции. Если компания не выпускает собственные товары, а занимается оказанием услуг, то в этом случае принято говорить не о товарном знаке, а о знаке обслуживания – средстве индивидуализации оказываемых услуг.

Товарные знаки и знаки обслуживания призваны, в первую очередь, сделать продукцию (услуги) предприятия более узнаваемыми на рынке и помочь потребителю быстро отличить одни товары от других. Товарные знаки могут представлять собой оригинальное изображение, надпись, логотип, форму или даже звук, права на использование которых охраняются законом.

Чем отличается товарный знак от бренда

В современном деловом обороте часто смешивают понятия товарного знака и бренда (от английского brand – марка, клеймо), используя эти понятия как взаимозаменяемые. Такое смешение происходит особенно часто, когда товарный знак символизирует всю фирму, весь спектр ее выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Но с формально-правовой точки зрения бренд и товарный знак - это разные вещи, хотя основное назначение у них одно и тоже – дифференциация и индивидуализация продукции (услуг) компании. Отличие бренда от товарного знака заключается том, что бренд необязательно регистрировать в государственном уполномоченном органе (в России таким органом является Роспатент), при этом бренд будет выполнять все функции товарного знака, но государственную защиту прав на свой бренд правообладатель не получит.

Можно сказать, что товарный знак – это зарегистрированный в установленном законом порядке бренд или что бренд после процедуры регистрации становится товарным знаком. То есть определяющая разница между брендом и товарным знаком – это наличие у товарного знака официальной регистрации, гарантирующей ему правовую защиту со стороны государства.

Любое юридическое или физическое лицо может зарегистрировать свой бренд в виде товарного знака в установленном порядке при условии, что этот знак является уникальным, т.е. не повторяет, не копирует уже существующие зарегистрированные товарные знаки. После процедуры регистрации правообладатель получает свидетельство на товарный знак, которое подтверждает исключительное право на его использование в отношении определенных классов товаров и услуг, указанных в свидетельстве о регистрации (см. полное определение исключительного права).

Порядок регистрации товарного знака регламентируется статьей 1503 ГК РФ

Оценка стоимости товарного знака

Оценка зарегистрированного товарного знака (знака обслуживания) – это установление рыночной (или любой другой) стоимости исключительного права на товарный знак в отношении классов товаров (услуг), указанных в свидетельстве о регистрации.

Исключительное право на товарный знак является имущественным правом, то есть его можно продать, подарить или другим образом передать другим лицам. Кроме того, обладатель исключительного права может передавать неисключительные права на использование товарного знака по лицензионному договору. Объем этих прав может быть различен и зависит от условий лицензионного соглашения. В случае оценки неисключительных прав правильнее говорить не об оценке товарного знака, а об оценке права пользования этим знаком с определенным набором ограничений (право использования по лицензии, по лицензионному договору).

Для того чтобы лицензионный договор имел юридическую силу, он должен быть составлен в полном соответствии с требованиями, изложенными в статьях 1235, 1236 части 4 ГК РФ.

Стоимость товарного знака, как и любой другой интеллектуальной собственности, является функцией от тех рыночных преимуществ, которыми обладает владелец этого знака. Рыночные преимущества товаров, продающихся под широко известным товарным знаком, состоят в том, что покупатель уверен в качестве этих товаров и доверяет данному производителю и, как следствие, товары с этим товарным знаком продаются в большем количестве и (или) по более высокой цене. Эти рыночные преимущества отражаются в показателях продаж (выручка), увеличивая оборот компании и расширяя круг ее клиентов - потребителей данного товара. При этом ожидаемая динамика будущих продаж также сильно влияет на стоимость объекта.

Исходя из этого, оценка стоимости товарного знака (знака обслуживания) производится на основе ретроспективного анализа данных о реализации товаров (услуг) под этим знаком и обоснованного прогноза изменения объемов реализации в ближайшие 3-5 лет через дисконтирование доходов, получаемых от коммерческого использования товарного знака.

Независимая оценка стоимости товарного знака часто требуется в следующих ситуациях:

Оценка лицензии на товарный знак

Помимо стоимости исключительного права, в отношении товарного знака возможна оценка стоимости лицензии, то есть оценка рыночно обоснованной платы за право использовать товарный знак по лицензионному договору, с учетом определённых в этом договоре объема прав лицензиата (получателя лицензии).

Следует подчеркнуть, что стоимость лицензии находится в прямой зависимости от ограничений по использованию товарного знака, которые лицензионное соглашение накладывает на лицензиата. Оценить стоимость лицензии в отрыве от конкретных условий лицензионного соглашения (уже имеющегося или предполагаемого) невозможно.

Общие требования к условиям лицензионных договоров на интеллектуальную собственность и порядку их заключения указаны в статьях 1235, 1236 части 4 ГК РФ.

Наиболее распространенными ограничениями использования товарного знака по лицензии являются:

  • временные ограничения (ограничения срока действия лицензии);
  • территориальные ограничения (использование ТЗ в пределах строго определенной территории);
  • ограничения области применения (использование ТЗ только для узкой номенклатуры товаров).

Понятно, что чем меньше ограничений по использованию содержится в лицензионном договоре, тем выше стоимость лицензии на товарный знак.

Кроме того, в зависимости от условий договора, лицензия на товарный знак может быть исключительная или простая (неисключительная). Наиболее дорогими являются исключительные лицензии, когда право выпускать продукцию под данным товарным знаком имеет только один лицензиат. Простые лицензии стоят дешевле, так как в этом случае приходится учитывать риск взаимной конкуренции между разными независимыми лицензиатами.

Таким образом, оценка рыночной стоимости лицензии на товарный знак требует не только учета общих рыночных условий и свойств самого товарного знака, но и условий лицензионного договора, определяющего объем прав по использованию ТЗ, передаваемый по данной лицензии.

Независимая оценка лицензии на товарный знак часто требуется в следующих ситуациях:

Услуги по оценке товарных знаков и лицензий

Наша компания специализируется на оценке товарных знаков и лицензий уже более 23 лет.

За это время нами накоплен большой опыт работы с различными отраслями промышленности - такими как фармацевтика, пищевая промышленность, авиастроение, легкая промышленность, машиностроение, издательская деятельность, ИТ-сектор и многими другими.

За профессиональной консультацией по данному вопросу вы можете обратиться по нашему телефону в Москве +79037268674 или по электронной почте info@koo.ru.

Вы также можете связаться с нами в Телеграм.

Наш график работы: понедельник-пятница, с 10:00 до 18:00.

Необходимые документы

Для проведения оценки товарного знака (исключительного права на товарный знак) нужно предоставить следующие документы и информацию:

  1. Копия свидетельства на товарный знак.

  2. Перечень и характеристики товаров (услуг), реализуемых под оцениваемым товарным знаком.

  3. Фактические (за последние 3-5 лет) и прогнозные (на ближайшие 3-5 лет) годовые объемы продаж товаров (услуг), реализуемых под товарным знаком.
    Скачать пример таблиц по фактическим и прогнозным объемам продаж

  4. Источники получения и размеры иных доходов (фактических и прогнозных) от использования товарного знака, кроме реализации товаров (услуг) – если есть или планируются.

После ознакомления с основными документами, в зависимости от характера использования ТЗ и задач оценки, может понадобиться бизнес-план продвижения товаров (услуг) под оцениваемым знаком на ближайшие 3-5 лет.

Для оценки лицензии на товарный знак (использования товарного знака по лицензионному договору) потребуются следующие документы и информация:

  1. Копия свидетельства на ТЗ.

  2. Копия действующего лицензионного договора на использование ТЗ (или проекта такого договора). Договор должен быть составлен в сооответствии с требованиями статей 1235, 1236 ГК РФ.

  3. Номенклатура товаров/услуг, производимых или планируемых к производству лицензиатом с использованием ТЗ.

  4. Данные о фактической выручке от продажи товаров/услуг под оцениваемым ТЗ, полученной лицензиатом за прошедший период 3-5 лет (если лицензия действовала в этот период) и данные о планируемой выручке от продажи товаров/услуг под оцениваемым ТЗ, которую лицензиат планирует получить в течение оставшегося срока действия лицензионного договора.
    Скачать пример таблиц необходимых данных

Эти перечни информации носят предварительный характер и могут быть изменены в зависимости от задания на оценку и специфики использования товарного знака.

Оценка товарного знака онлайн

Для приблизительной грубой оценки товарного знака воспользуйтесь нашим бесплатным он-лайн калькулятором:

Закрыть окно?

ВНИМАНИЕ: Этот калькулятор можно применять только в отношении товарных знаков и знаков обслуживания, которые уже используются для маркировки товаров (услуг), продающихся на рынке.

Результат расчёта стоимости товарного знака, полученный с помощью этого калькулятора не следует воспринимать как окончательную и точную оценку – за точным результатом следует обратиться к независимому оценщику.

Частые вопросы:

Вопрос:
Можно ли оценить товарный знак, который никак не используется и не использовался раньше?

Ответ:
Да такой знак оценить можно, но ценность его будет невысока. Дело в том, что стоимость неиспользуемого (неизвестного) товарного знака, в основном, определяется затратами на его создание и регистрацию (патентование) плюс разумная прибыль инвестора за вложение средств в создание знака.


Статьи по теме: "Оценка нематери­аль­ных акти­вов и интел­лектуаль­ной собст­вен­ности"
Вклад немате­риаль­ных акти­вов и интел­лектуаль­ной собст­вен­ности в устав­ный капи­тал
Вклад изобре­тения в устав­ный капи­тал
Вклад прог­рам­мы в устав­ный капи­тал
Вклад ноу-хау в устав­ный капи­тал
Вклад товарного знака в устав­ный капи­тал пред­при­ятия
Онлайн каль­куля­тор для оценки програм­много обес­пе­чения
Онлайн каль­куля­тор для оценки патента